Воскресенье, 28.04.2024
Смоленский горный клуб "Эльбрус"
Скалолазание [46]
Спортивный туризм и альпинизм [14]
Очерки друзей [7]
Главная » Статьи » Скалолазание

Лёгкие дороги редко ведут к интересным местам. Гуамка.
Фотоальбом

До последнего не верилось, что мы все-таки поедем. Даже, когда билеты были куплены. Даже, когда снаряжение раздала. Даже, когда говорили, что все равно поедем за свой счет. Деньги дали в пять вечера 20 июля. Выскребли всю кассу и выдали чуть ли не десятками. Выдох… Завтра в семь утра поезд.

Дорога. 21-22 июля

Пер-вый раз е-дем! Да-ле-ко! С деть-ми! Ку-да? – стучали колеса.

Хм… Там мы еще не бывали никогда. Загадочное место со странным названием Гуамка.

Вроде лето, в поезде должна быть жара несусветная… Но, нет, жить можно. Выходим на станциях, «щупаем погоду» - как-то не по-южному прохладно. Под Курском начался дождь, но скоро устал, и в полнеба выкатилась радуга, придавила ножищами горизонт, стоит себе. «Ну, все, - говорю, - чтоб у каждого первое место было!» Народ как-то скромно заулыбался. А тут вторая радуга над первой расти стала. Так и прет! «О! – говорю, - теперь и трудность, и скорость нам по плечу!» Народец посмеивается и продолжает в карты резаться. Тучки рассеялись, а с ними и радуги пропали куда-то...
Делать нечего. Аня с Лерой познают искусство «проводничества» (выдумается же слово такое). Им уже доверяют закрывать двери вагона и «провожать станцию», то есть пялиться на белую линию, нарисованную на платформе и надеяться, что никто не бросится под поезд. Махать флажками пока не дают. Ночью слушаем, как поют рельсы. В два часа топчем пустой перрон в Воронеже. Мороженого не продают. Маленькая проводница прячется от ветерка за высокой. Обе могли бы спрятаться за фонарным столбом. Высокая мечтает о вареном яйце. Обещаюсь помочь и ворую яйцо из Катиных запасов.

К вечеру второго дня дотащились-таки до Краснодара. Нас встречают, что не может не радовать. Грузимся в «Газель» и продолжаем путь. Ровно в 22.00 вскакиваем в продуктовый магазин в г. Апшеронске. Продавщицы ошарашено таращатся на нашу толпу, но терпеливо обслуживают. Выходя из магазина, обнаружили, что он уже 20 минут, как закрыт. Ну очень терпеливые тётеньки.

Поехали. Свернули на темную-темную улицу. Остановились. В салон сунулся пакет с яблоками – угощайтесь. Следом за пакетом на переднее сиденье забрался наш проводник до Гуамки. Водитель не знал дороги и попросил друга проводить.

Еще с час мы петляли по темной извилистой дороге, пока, наконец, не увидели заветный мостик через реку Курджипс. Мостик обозначил конец нашего путешествия, и мы встали перед новой проблемой: где же тот самый заветный «кубический, беленый известью» домик, около которого нам велено разбить лагерь, дабы не шляться ночью в окрестностях Гуамки? Тем более что местные псы уже возмутились нашим прибытием и отчаянно лаяли из-за заборов.

Один из участков выглядел совсем уж заброшено. Мы с проводником прокрались на территорию. Домик имелся. Кубический себе вполне. Сплошь покрытый белой плиткой. На пустынном участке судейского лагеря не обнаружилось. Да и не видно было ничего. Фонарик, конечно, светил, да только туча мошек лезла в глаза, и пришлось тщательно зажмуриваться. Не понравилось нам, короче. Позвонила в Краснодар. Посоветовали поискать местечко у реки. Поехали. Скорее всего, опять не туда. Но…
В свете фар показались две подозрительных личности. Когда мы поравнялись с ними, я высунулась в форточку и завопила дурным голосом: «Ласточкин!!!» Так все поняли, что спасение наше близко. Александр Николаевич (инструктор ДДС, обучавший меня ловле «падающего тела») сообщил, что они с Борей первый раз в такое время гуляют. Это означало, что нам крупно повезло. Самое смешное, что развернули они нас на тот самый участок, который нам не понравился. За зарослями кукурузы обнаружилась зеленая палатка. В двадцать минут мы возвели свои домики и завалились спать.

23 июля

Утром обнаружились горы. Снизу доверху заросшие лесом с яркими проплешинами скал. Приняли водные процедуры в Курджипс. Ласточкин пообещал, что вскоре на участке возведут туалет и проведут воду. У меня возникла мыслишка о том, что не хотелось бы покинуть столь многообещающее место, хотя честно пообещала, что мы поищем сегодня полянку для постоянной дислокации. Позавтракав, мы отправились на поиски скал и скалолазов. Дорогу выбрали самую очевидную – рельсы узкоколейки, которая начиналась сразу за магазином (конечно, мы туда зашли). Шли мы однако не долго, потому как наткнулись на заграждение и билетную кассу, где нам предложили приобрести билеты на поезд. Детский 50 рэ, взрослый - 100. Почесали мы в затылках и решили, что разок прокатиться можно. Тем более что, как обойти этот кордон, мы понятия не имели. Билеты нам всем продали по пятьдесят.

Маленький поезд в два вагона, поскрипывая, пятился вверх по ущелью. Справа он почти касался каменной стены, слева в тесном каньоне кипела Курджипс. Мы прилипли к окнам по левому борту, рискуя обернуть вагон в реку. Печальный его собрат ржавел на мелководье. Почему-то никто не догадался достать фотоаппарат, видеокамера скучала в рюкзаке. Минут через 15 мы докатились до кафешки, напротив которой ребята из Пермского края лазили по простым скалам. Мы тоже хотели туда, но так как было занято, решили часик погулять. Но загуляли на все три. Долго шли по узкоколейке, любовались красотами ущелья, плескались в струях водопадика, качались на рельсах, там, где из-под них осыпался грунт, и они повисли вместе со шпалами в полуметре над землей. Потом ущелье расширилось, железка отдалилась от реки и мы топали среди лиственных зарослей в надежде, что скоро куда-нибудь придем. Когда стало совсем скучно, спросили у встречных людей, куда же мы можем в результате дойти. Оказалось, что еще полчаса ходу, и мы в поселке Мезмай, за которым тоже есть красивое ущелье. Еще полчаса мы оказались не готовы идти, поэтому, заприметив зеленую полянку, пристроились там на обед, благо, все необходимое несли с собой. Пожалели мы об этом секунд через пятнадцать, когда были вероломно атакованы истребительным полком комаров. Подпрыгивая и чертыхаясь, сварили жиденького супчику. Есть на скаку было не удобно, и большая часть супа ушла на корм местной фауне. Злополучную полянку покидали бегом. На обратном пути вспомнили-таки про фотоаппараты. Про камеру тоже вспомнили, но воспользоваться ею не получилось, так как диски для нее остались в лагере.

Когда вернулись к кафешке, оказалось, что пермяки только начали собираться, так что мы ничего ничуть не пожалели, что наша прогулка затянулась. Маршруты были ну очень простыми. Максим заскочил на скалу без особых раздумий и повесил для всех верхнюю страховку. Решили, что для начала надо всем попробовать с верхней, а потом перейти на нижнюю. Пролезть успели по разу. Потом пришел последний поезд. Почему-то намерения пойти 2 км вниз пешком куда-то улетучились, и мы в спешном порядке собрали веревку и нырнули в вагончик.

По итогам прогулки оказался не разрешенным один важный вопрос: «Где люди? В смысле - скалолазы? Все спортсмены давно приехали. По каким дебрям они прячутся? Кроме пермяков никого не видели, хотя место их обитания тоже оставалось не известным».

Вечером мы занимались йогой. Занятие для нас провела Олина тетя из Краснодара. Повеселились мы на славу. Во-первых, не давали сосредоточиться комары, во-вторых, Аня все время смеялась, в-третьих, Димка смешно расслаблял плечи и подтягивал живот (это на видео посмотреть можно), и тогда уже со смеху покатывались все, и, в-четвертых, как можно сосредоточиться, когда все время судорожно пытаешься сообразить, куда заложить ногу и как развернуть плечи?

Примерно тогда, когда мы стояли в позе «писающей собаки», подъехала машина. Какие-то люди сновали вокруг нас и, то ли заносили, то ли выносили вещи с участка. Кто-то из стоящих вниз головой пошутил: «Сейчас приходим, а палаток нет – унесли». Закончили мы, когда совсем стемнело. Палаток на участке прибавилось. Приехали судьи из Краснодара.

24 июля

На следующее утро мы отправились на Матузку. Так называется скальный массив, на котором имеются относительно простые маршруты. Под скалами обнаружился лагерь ростовских скалолазов. Где-то наверху, по слухам, жили москвичи. Жили уже месяц и потому были страшно покусаны комарами. Хотя мне показалось, что они тесно общались с муравьями, так как на ногах у некоторых просто живого места не было. Я снова обрадовалась, что наш лагерь не в лесу. Кстати, вчера нам построили туалет на две персоны и подключили воду. Электричество тоже имеется в домике, так что наши телефоны и камера будут жить вечно.

Ну так вот. Спросили мы просыпающихся ростовчан, что тут у них попроще, и оккупировали безымянный для нас маршрут метров 12 высотой и с неопознанной категорией. Максимка посмотрел вверх и почему-то лезть с нижней не захотел. Полезла Маша. На предпоследней оттяжке повисела немножко и, добравшись до цепи, повесила верхнюю страховку. Пролезли по разику с верхней. Димка с Максимкой бодренько так, Аня помедленнее, Лера решила сорваться. Все ковырялись на последних полутора метрах между последней оттяжкой и цепью. Полезли с нижней. Димка довольно легко добрался до последней оттяжки, некоторое время отдохнул и залез на самый верх. Аня всю дорогу сопротивлялась, уверяла всех, что страшно устала, потом делала шаг, вщелкивала оттяжку и начинала причитать снова. Пока причитала, отдыхала, и делала следующий шаг. Залезла без срывов. Лерка в своих уверениях об усталости и страшной забитости рук оказалась настойчивее, пришлось спустить. Однако, когда она принялась отвязывать страховку, стало ясно, что причиной спуска стала не усталость. Машка лазила еще дважды, но так и не смогла преодолеть последние полтора метра. Дважды по-настоящему срывалась, но пришлось отступить. Отвязать страховку самостоятельно она не могла :-). Димка тоже лазил два раза, но сил удержаться на маленькой зацепке не было, а срываться он не хотел, поэтому долго стоял на удобной полочке, потряхивая по-очереди руками и ногами и демонстрируя готовность лезть дальше. Наконец, у меня затекла шея, и я уговорила его спуститься. Макс пользовался преимуществами своего роста и без запинки пролезал ключ. Снимать оттяжки пришлось ему же.

К трем часам вернулись в Гуамку. Все пошли готовить обед, а я отправилась на мандатную комиссию регистрировать участников соревнований. Узнала, что я буду судить. Пыталась выяснить, как это делается на скалах, но вразумительного ответа не получила. Ладно. Разберемся.

Соревнования. 25-27 июля

Соревнования на скалах ни чем не отличались от других соревнований, кроме, собственно, рельефа :-). В первый день прошла квалификация трудности во всех группах. Во второй день с утра были финалы трудности, и после обеда вся скорость у подростков и у младших девушек. Скорость у старших была на следующий день. Четвертый день считался запасным на случай непогоды.
Я научилась судить трудность на естественном рельефе. Уже без труда разыскивала на скале зацепки, рисовала их и отмечала примерную высоту. Даже интересно. Только достались мне трассы, по которым лезли мальчики, так что на наших девчонок посмотреть не удалось. Хорошо, что существуют на свете видеокамеры! Хотя, лучше бы ее не было!:-) Техника лазания у нас «потрясающая». Однако же Димке и Лере удалось просочиться в финал. Финальная трасса оказалась настолько заковыристой, что целиком ее не пролез никто. Лишь нескольким удалось добраться до второй оттяжки, остальные сыпались на первых зацепах, выстраивая на судейской схеме длинные паровозы. В итоге участников разложили по квалификации. Дима стал восьмым, а Лера – пятой. В скорости и Лера, и Дима, и Аня попали во вторую квалификацию, по результатам которой отбиралось только 4 спортсмена. Наши не прошли, но в итоге показали не плохой результат. Дима - 7, Лера – 5, Аня – 6.

Последний день соревнований грозил разразиться дождем. Я, Катя и наши юниоры отправились соревноваться, а Ольга с младшими отправились в поход на водопады.

Максимка, единственный второразрядник в группе, пробежал один раз и занял почетное 5 место (из пяти возможных), позволив КМСам биться за медали. Машка выигрывать не собиралась. Бегать она, по своему разумению, не умеет, поэтому заранее была настроена на 6 место (последнее). Однако, что ты будешь делать! Случайно обогнала двоих и попала в финальный раунд. Очень расстроилась, что придется бегать еще дважды, и была совсем без настроения. Хотя, вроде старалась :-). Короче, в битве за 3 место уступила и стала четвертой. С чем ее и поздравляем.

Погода терпела до конца соревнований. Как только последний человек покинул площадку под скалами, начался дождь. Опять сорвались мои практические занятия, которые я должна была пройти в рамках курсов инструкторов-методистов и, которые я никак не могла начать по причине нехватки судей. Опять договорилась на завтра.

28 июля

Как хорошо, что в нашей маленькой компании трое взрослых. Ольга с Машей и Максом отправились на водопады, откуда младшие вернулись накануне совершенно мокрые, но довольные безмерно (как бы заставить кого-нибудь отчет написать). Сегодня с ними в лагере остается Катя. Я совершаю новую попытку пройти практику. Димка идет со мной. Терзаемые смутными сомнениями, берем с собой веревку и оттяжки. Из-под скалы мне, наконец, удалось дозвониться до Алексея Целищева, который произносит ожидаемое: «Нет, скалы мокрые, работать не будем». И мы с Димкой идем на трассы, на которых проходили соревнования, где он лазит три часа подряд, практически не спускаясь на землю.
В четыре идем смотреть награждение. Правда, не все – Ольга с ребятами пришли позже. Усталые, но страшно довольные. Они ныряли в водопад, и дошли-таки до Мезмая. А, если учесть, что поезд по понедельникам и вторникам не ходит, то поход получился тот еще!

Вечером свернули тент, который спас нас от жары и дождя. Сходили последний раз на Курджипс. За время, проведенное в Гуамке, наши бобры успели соорудить запруду, в которой можно было прилечь без риска потерять купальник в бурных водах реки.

Завтра начинается дорога домой.

29 июля

Поднялись в пять утра. Шумно собирались. Разбудили Ласточкина. Он бурчал, и мы не попрощались. Прошу прощения сейчас :-).
Без двадцати семь мы уже стояли на остановке и ждали маленький Гуамский автобус до Апшеронска. Взяли с нас по 60 рублей и еще по пятаку за багаж. В Апшеронске мы пересели на автобус до Краснодара. Размерами он не сильно отличался от Гуамского, но билет стоил 150 рэ, плюс страховка – 7 р., плюс багаж – 20 р. Рюкзаками заставили заднюю дверь пазика. Ехали долго и не удобно. Часов в 12 прибыли в Краснодар. Я осталась на вокзале охранять рюкзаки, все остальные отправились гулять по городу в сопровождении Ольгиных знакомых. В пять часов загрузились в поезд на Москву, куда благополучно прибыли в восемь вечера 30 июля. Еще не было десяти, когда наш очередной транспорт выруливал с Белорусского вокзала.
Финишная прямая.
Встречайте, родители, мы едем.

Протоколы здесь

Категория: Скалолазание | Добавил: НаЮр (07.08.2009)
Просмотров: 1272 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3 |
3 Wastsottjocky
да, наверно так и есть

2 lereka
и у нас тоже будет электричество?:)
просто хочу знать, нести ли зарядное устройство для фотоаппарата, или надеяться только на батарейки?

1 Светлана
Родители встретили детей как положено, зато почитали отчет на месяц позже. Как говорится "лучше поздно, чем никогда". Интересно, много нового узнала.