Понедельник, 29.04.2024
Смоленский горный клуб "Эльбрус"
Скалолазание [46]
Спортивный туризм и альпинизм [14]
Очерки друзей [7]
Главная » Статьи » Спортивный туризм и альпинизм

Как мы стали альпинистами.
Мы – это Маша Мамаева и НаЮр.

Ну, конечно, не только мы, а еще парни из славного города Санкт-Петербурга: Саня Цыцарев, Ваня Баканов и Женя Правдин (клуб «Штурм»), а также Аня Гаранина из не менее славного города Пскова.

Кроме того, в нашей веселой компании было бы скучно, если бы не пани Елена Беневоленская из Эстонии, мечтавшая стать альпинистом-разрядником, но ставшая в итоге супер-поваром и душой всякой тусовки, где она появлялась.

Еще с нами были две звезды, которые приплывали откуда-нибудь с Доломитов или с Кирпича и рассказывали о том, как они лезли маршруты 4,5,6-ой категорий сложности, а мы с восторгом внимали и дрожали от страха. Мыслимое ли дело – пролезть 6 А с двумя холодными ночевками! И не беда, что четверка ребят из Крыма прошла ту же стену за сутки! Ночевка на стене – это круто… и жутко…Бр-р! Ну, так вот, одну звезду зовут Лариса Савченко, а другую – Александр Радичев.

И, разумеется, за всеми нами наблюдал инструктор-воспитатель Валерий Иванович Савченко.

Как собралась вместе эта разношерстная компания – отдельная история, включавшая в себя звонки в Питер и долгое общение по Интернету. Начнем, пожалуй, с того момента, как мы с Машей прибыли в г. Невинномысск.

Итак…

4 августа

Рано утром (в 04:05) мы вышли из поезда в Невинномысске. В 05:36 питерским поездом прибыли все остальные. Встретились, познакомились. Нас сразу огорошили – «До Узункола ехать пять часов. Машина заказана на 6.00».

…Уехали мы в начале двенадцатого…

…А на дорогу ушло часов семь, наверное… Заехали на рынок в Черкесске. Пару раз водителя «буханки» оштрафовали. В Карачаевске Исмаил (познакомились уже) пил кофе, так как боялся уснуть за рулем. В Хурзуке забрали пропуск. На погранзаставе сдали паспорта, долго ждали, когда проверят. Вернули. Смотрим – паспорта-то не наши, а ребят из Уфы. Разобрались. Поехали дальше. А уфимцы пешком пошли 8 км.

Дорога от погранзаставы до лагеря – песня! Наша «Скорая помощь» отважно ревела, заползая в гору. Иногда с первого раза заехать не получалось, тогда машина осторожно скатывалась назад. Справа метрах в десяти внизу кипела река. Короче, когда мы въехали в ворота лагеря (в районе 19.00), Исмаил получил заслуженные аплодисменты.

Вечером нас ждал вполне приличный душ. Горячий!

5 августа

Запланированный акклиматизационный выход на озера под Доломитами с треском провалился – с самого утра полил дождь, который закончился далеко после обеда. Мы с Машей долго терпели в палатке, но когда поняли, что уже лежим на водяном матрасе, решили выбраться с целью разведки обстановки.

Вода и не думала впитываться в землю или, на худой конец, стекать куда-нибудь. Много копали. В конце концов, решили переставить палатку. Спасибо, Ване, надоумил. Ане и Лене переезжать было уже некуда. Они копали до вечера. Спасали продукты. Часть сухарей спасти не удалось. Я обещала, что дождь кончится ровно в 21.00 (руководствуясь прежним опытом). Опыт меня подвел, дождь кончился раньше. Даже успели кое-что посушить на солнышке.

В перерыве между мелиорационными работами и обедом под руководством Валерия Ивановича подгоняли обвязки. Висели на старом крюке («морковка») забитом в балку на веранде заброшенного домика.

Вечером (уже стемнело) заезжая шпана разбила Жене фонарик. Кто-то из местных подарил ему свой. Хорошо, обошлось без драки. Шпану загрузили в машину и отправили восвояси.

6 августа

Первый выход состоялся. Часа четыре шли до озёр под Доломитами. С собой несли только обед и снаряжение для Александра и Ларисы, которые запланировали пролезть пару маршрутов на Доломиты.

Появились первые пострадавшие от мозолей и горняшки. Лена стала сильно отставать от группы. Валерий Иванович остался с ней, остальные ушли вперед. По дороге у Жени свело ноги. Накормили глюкозой, сделали массаж, от поцелуя руководителя (в роли которого выступал Ваня) он отвертелся.

Добрались до озера. Мы с Машей приготовили обед. Пришел Валерий Иванович - Лену он оставил в лагере у стоящих ниже альпинистов. Саня от обеда отказался по причине «так себе» самочувствия. Вся остальная компания с удовольствием опустошила кастрюльку сублимированного супчика. Саня хотел вниз. Остальные лениво переваривали пищу. Саня настаивал. Часа через два пожелали Александру и Ларисе удачи и погоды и побежали вниз. Саня выздоровел. Облегченный желудок требовал пищи.

По дороге подобрали Лену. Она была очень довольна жизнью. За время нашего отсутствия ее дважды покормили и дважды напоили чаем, она вела задушевные беседы с восходящей звездой экрана, короче, ничуть не расстроилась, что не дошла до озера.

В лагерь сбежали быстро, приняли по бутылочке «Груши» (а, может, и не «Груши»), поужинали (а некоторые и пообедали заодно), освежились в душе и были вполне довольны жизнью. Почти все. В душе у Жени утащили дарёный фонарик…

7 августа

Тренировочный выход на скалы. Работали в связках: Я+ Маша, Ваня+Аня+Женя, Лена+Саня. Учились закладывать в щели всякие штуковины, именуемые «френдами» и «закладками». Искали выступы, на которые можно накинуть петлю для организации пункта страховки. Лезли куда-то вверх. В.И. бегал по склону от одной связки к другой, то исчезал среди скал, как Серебряное копытце, то появлялся вновь в самый нужный момент. Одним подсказывал, на других поглядывал, мол, сами справятся. И мы с Машей смело лезли в … Справились, короче. Остальные, как умные люди, в … не лезли, а внимательно смотрели по сторонам и находили более приемлемые пути обхода. В конце концов, вылезли толпой на полку под скальной стенкой. Там нет ветра. Закрепили перила для самостраховки, обедаем (воду несли снизу).

После обеда В. И. вешает петлю, бросаем дюльфер. Спускаюсь вниз первой, иду в обход крутой стенки. Оказывается, нужно было идти напрямик. Что-то у меня все наоборот: когда нужно идти в обход, я пру на таран, когда же надо идти напрямик, я обхожу. Все остальные дюльферяли по вертикали. Дальше спустились по сыпухе вдоль пересыхающего ручья. Идем по травке вниз, расслабились, настроились на лирический лад. Женя выдал перл: «Мы идем и выдавливаем из земли запахи». Очень точно. Запахов вокруг хватало. Цветочки, травки всякие… Кузнечики тоже. А брусника еще зеленая.

Вышли на дорогу. Странное дело, по дороге идется хуже, чем по скалам. Ноги стерты, пальцы сбиты. Хочется положить ноги в рюкзак. Завтра возьму кеды, чтобы переобуться.

8 августа

Снова скальные занятия. Много лазали по полкам – «вытаптывали запахи». Мы с Машей опять от всех удрали. Вылезли на травянистый склон, зацепиться, кроме травы, не за что. Страхуемся почти по-свански: «Иди, я тебя скоро увижу!».

Обедали снова сидя на самостраховке. Суп решили не варить. Обошлись салом и сухарями. Попили чаю с шоколадкой. Мы с Машей, простите за подробность, экстремально сходили в туалет. Попробуйте-ка без потери самостраховки уйти за угол и сделать там все дела…

После обеда Валерий Иванович с Сашиной помощью оборудовал тренировочный полигон: подъем с жумаром по перилам, траверс по перилам и спуск дюльфером по вертикали. Я пролезла пару раз, потом мне, честно, надоело это занятие. Интереснее было наблюдать, как все остальные нарезали по скалам круги - то поднимались, то спускались, то стояли в очереди на крутом склоне без самостраховки и тихонько просили соседей не толкаться (шутка почти). Наконец, В.И. остановил эту карусель, и вниз был сброшен дюльфер. Я ушла первой, потащила с собой еще одну веревку, пристегнула ее к концу предыдущей и спустилась по ней, а потом и по третьей, которую принес Женя. В итоге все бежали по склону, прицепившись к перилам скользящим карабином. Получилось довольно быстро. Представляю, сколько бы я ковыляла по травке ножками. Наверное, столько же времени, сколько понадобилось всем, чтобы спуститься. Только вот ножки болели бы существенно сильнее. Это лирическое отступление. Короче, дюльфер – это классная штука! Раз! Два! И ты уже пришел! Осталось выяснить, куда…

Спустились в лагерь. Сегодня шла по дороге в кедах. Все равно ноги болят

9 августа

День отдыха и подготовки к завтрашнему выходу. Провели осмотр ледового снаряжения. Саня пытался точить взятые на прокат ВЦСПСовские кошки. Минут через 7 бросил это занятие.

Когда высохла роса, пошли на ближние скалы – местный скалодром. Скалы оказались очень простыми с большими полками - для новичков, особенно борющихся со страхом высоты, в самый раз. Я с трудом влезла в скальники, забралась на скалу, поняла, что мне тут не страшно, спустилась и с наслаждением вылезла из скальников. У Маша скальники на ноги не натягивались, зато натянулись мои кеды. Она «прихватизировала» их у меня и лазала до посинения. После «посинения» сказала, что «вроде уже не страшно». В это время я активно краснела, бегая по полкам с фотоаппаратом в Машиных сандалиях (они велики мне на пару-тройку размеров). Несколько позже я поняла, что спалила на солнце спину.

Обедали поздно. Почти сразу приступили к приготовлению ужина. В это время Женя пытался собрать продукты на пять дней. Вроде собрал. Ребята загрузили все себе. Здорово!

Вечером узнали, что в Южной Осетии началась война.

У нас тут Абхазия и Грузия за хребтом. Что-то будет? Позвонить бы домой. А связи нет. Хоть ты тресни! Можно, конечно до пограничников дойти (8 км), говорят, там есть связь. Интересно, а пустят ли нас на вершины теперь? Надо идти смотреть новости. В лагере как раз дали свет (электричество есть только с 20.00 до 23.00).

10 августа

Подход на ночевки Мырды (топь, болото) находящиеся в верховьях одноименного ущелья. Вот уж не думала, что слово «болото» может означать такую красоту!

Вышли часов в одиннадцать. Тропа, перебравшись через реку по очень стрёмным мостикам, прижимается к правым склонам ущелья, пересекает множество ручьев, которые растекаются широкими дельтами прежде, чем соединятся с основным руслом. Мы с Машей неосмотрительно пошли в кедах. Вскоре нам стало все равно, мы перестали тщательно перепрыгивать потоки, и смело мокли.

Вместо положенных (по описанию) 3,5 часов, мы, почему-то, топали больше пяти. Проголодались страшно. Слона поблизости не оказалось, зато был завхоз Женя, который и получил от девчонок на всю катушку за отсутствие перекуса. Ваня с Сашей нас не поддержали. Видимо, из мужской солидарности.

Когда мы, наконец, добрались до ночевок, было уже далеко «после обеда». Долго выбирали места для палаток, благо, их там достаточно. Но самые лучшие, конечно, заняты. Дежурные бросились готовить обед и, почти сразу, ужин. Совмещенные обедо-ужины начинают входить в привычку.

11 августа

Ледовые занятия. Ходили кругами по ледовым склонам, крутым и пологим. Рубили ступени и ледовые столбики. Женя сломал ледоруб – выскочила заклепка, которая держит головку ледоруба. Заклепку нашли, воткнули на место и, для надежности, примотали пластырем. После перекуса лазали по стенкам, используя передние зубья кошек и ледоруб, с верхней страховкой.

12 августа

Снова ледовые занятия. Лазали в связках с нижней страховкой и организацией промежуточных пунктов страховки на ледобурах. Лил дождь. Каждый пролез лидером по разу. Решили убежать от дождя в лагерь. Потеряли Лену. Она отстала, когда мы еще только вышли на лед. Потом мы видели, как она бродила среди трещин, вместо того, чтобы обойти их выше. Когда собрали веревки и вышли на ровный ледник, обнаружили, что ее нигде нет. Спустились немного вниз. В.И. пошел вдоль трещин туда, где мы последний раз видели Лену. Мы собрались кучкой и решили, что надо отправить в лагерь скорохода, вдруг она там, а, если нет, то позвать помощь. Женя был уже на камнях. Мы крикнули ему, чтобы бежал вниз. Вдруг Маша среди камней разглядела Лену, которая медленно брела по тропе в сторону лагеря. Я оглянулась, теперь не видно В.И.. Все спустились на морену, сняли кошки. Женя догнал Лену, и теперь они ждали нас вдвоем. Наконец справа на леднике показалась каска В.И.. Мы хором заорали ему, что Лена нашлась. Он быстренько сбежал к нам. Лена все повторяла: «Я очень аккуратно ходила. Никак не могла до вас дойти. Увидела, что вы собираете веревки, и пошла в лагерь. Я очень аккуратно ходила».

Разбора полетов не было. А чего разбирать? И так все ясно.

А у Вани сегодня День рождения. Еще утром мы вручили ему связку воздушных шариков с пожеланиями и новую кружку. За ужином лопали консервированные ананасы и персики, глотнули коньячку. По чуть-чуть. Завтра на гору – много нельзя.
Наблюдали, как москвичи делят места под палатки. Для группы в 25 человек задача не из легких. Ставят палатку и рядом с нами. Ба! Знакомы все лица! Это же «Вестра». «Ну, привет! Как вы? Куда вы?» - поболтали.

13 августа

Ну, конечно, как нам на вершину, так сразу 13 число!

Но мы же не суеверные. Мы вообще счет дням потеряли, поэтому нам было все равно, какое сегодня число. Похоже, не все равно было числу…

Итак, Гвандра Восточная, 1 Б категории сложности.

Подъем в 4.00. На завтрак, что бы вы думали? Разумеется, овсянка, господа!

В 5.00 вышли из лагеря. Еще совсем темно, и не верится в рассвет. Фонарик с трудом нащупывает тропу. Развязался шнурок, отстала. Иду последней, подгоняю Лену. Прошли морену, топчем снежник. Светает. Вылезли на камень, торчащий посреди снежника, надели кошки. Лена отказалась идти дальше (у нас был уговор, что, если она отстает, то не идет на вершину, а возвращается в лагерь). Сейчас мне думается, что это было ее самое правильное решение. Часов в шесть увидели перевал Ак-Тюбе – начало нашего пути на вершину. Еще минут через сорок мы были на седловине и надевали обвязки.

Внимание! Марш!

Первоначально, гребень, уходящий вверх с перевала показался крутой стеной, но затем мы ловко стали обходить все крутые места и обнаружили тропу, которая терялась в камнях, раздваивалась и, вообще, всячески старалась от нас убежать и скрыться. Когда нас с Машей обогнали Женя и Саша, мы дружно завопили, что не хотим идти за ними, так как они ходят не осторожно и кидают камни. Однако обогнать их нам так и не удалось. Тропинка в очередной раз раздвоилась, и ребята оказались далеко впереди нас. К нам подошел Валерий Иванович и предположил, что скальный гребень можно обойти по снегу слева. Мы спустились на снег вместе с ним и стали обходить скалы. Через некоторое время мы обнаружили удобный подъем, который снова выводил на гребень. Валерий Иванович пошел дальше с разведкой, а мы вылезли на скалы, где увидели Женю, который уходил к Саше на полку. Стал накрапывать дождик. Мы с Машей стояли на самостраховке в петле из репшнура, которая висела на двух скальных крючьях, оставленных альпинистами. Стоять было удобно, и мы могли видеть, как осторожно лезет Женя и, как работают ниже Аня и Ваня. Дальнейший путь наверх мне не нравился. Подъем не был крутым, но проходил по плитам, которые грозили превратиться в каток, если бы пошел настоящий дождь. В очередной раз, успокоив себя мыслью, что «если ребята пролезли, то и я пролезу», я отправилась, было, к ним на полку. Когда мне оставалось до них метров пять, Женя сообщил, что они в тупике, что Саня дальше вылезти не может, и вообще, как-то все не «айс». Короче, не стоит мне туда лезть.

Я стала озираться по сторонам и увидела то, чего не заметили ребята. Левее их полки наверх шел чудесный пологий кулуар, правда с такими же скользкими плитами, по которым пыталась забраться я. Но, самое замечательное заключалось в другом – там был крюк! Я попросила Женю сбросит мне веревку, и, придерживаясь за нее, добралась до крюка, в который с удовольствием встегнула самостраховку. С первого взгляда кулуар меня не очаровал. Я спросила у Жени, могут ли они спуститься с полки влево и уйти в кулуар. Мне показалось, что им это будет удобно сделать. Но Женя решил, что они попытаются вылезти наверх с полки, и в кулуар не захотел.
Сверху послышался голос Валерия Ивановича. Значит, он все-таки нашел обход по снежнику. Только мы теперь на этот путь не попадем, так как влезли в какую-то… . Валерий Иванович сказал, что будем кидать перила и предложил Ване и Ане спускаться на снег и идти по его следам. Но Ваня заартачился: «Ну да, все полезли по скалам, а я в обход пойду?!». И не пошел.

Женя и Саша ковыряются на полке, я не вижу, что у них там происходит, стою на крюке в кулуаре. Валерия Ивановича тоже не видно. Внизу подо мной на петле стоят еще трое – Маша и Аня с Ваней. Все ждут перила. Проходит некоторое время, и я понимаю, что ничего не происходит. Все тупо стоят, и я в том числе – вишу на крюке и зрею. Еще раз предлагаю ребятам уйти в кулуар, но они по-очереди штурмуют невидимую мне стену и признавать поражение не хотят. «Что видно?» - спрашиваю. «Ничего», - отвечают. «А что Валерий Иванович говорит?» - интересуюсь. «Ничего, на меня смотрит», - говорит Женя. Я понимаю, что Валерию Ивановичу нас не видно, и он ждет, когда кто-нибудь до него доберется, чтобы закрепить для остальных перила.
Разглядываю кулуар. Дозреваю. Решаю, что, в общем-то, не так уж и страшно. Кричу Маше, что иду наверх. Снимаюсь с самостраховки, прощелкиваю веревку в крюк и ползу по плитам. Главное, не закидать ребят камнями, возможностей для этого хоть отбавляй. Справа увидела спуск с Жениной полки. Странно, почему они не слезают оттуда? Доползаю до конца кулуара и ору: «Крюк!!!». Прощелкиваю в него веревку. Перед носом двухметровая стенка. Простая такая с большими отколами в правом углу, но почти вертикальная. Но всего два метра. Но вертикальная. Почти. Ну, мне так показалось. А я с нижней страховкой через два крюка. Веревка уже еле тащится – трение о-го-го! Но два метра. Лезу. Сделала два перехвата и заковырялась в углу – не могу засунуть ногу за откол. Поднимаю глаза в поисках чего-нибудь посущественнее для рук. Метрах в десяти выше по склону стоит Валерий Иванович с видеокамерой и снимает мои потуги. У его ног висит петля, с которой нормальные люди дюльферяют, а мы вот – вверх лезем. Маша снизу кричит: «Два метра!». Ничего себе, думаю, положение. Два метра веревки, я вишу на стенке, и… И счастью моему не было предела: «Крюк!!!!!!». Вот он, родимый. Как раз метрах в двух от меня. Вверх и направо. Ноги тут же за что-то зацепились, нашлись зацепки для рук, я выползла на наклонную полочку и дотянулась до крюка: «Готовы перила!».

В кулуаре показался Саня – ребята решили покинуть свой насест. Саня быстренько вылез ко мне на полку (и чего я там мучилась?), прощелкнул свою страховку в крюк и ускакал наверх к Валерию Ивановичу. Закрепил в петле веревку: «Перила готовы!». Передаю Жене: «Сидим, курим». Снизу поднимается Ваня, вижу, как он начинает движение, потом скрывается из виду. Мне стоять не удобно. Беру маленькую петлю и накидываю на откол. Сажусь на короткую самостраховку. Ваня подошел под мою стенку и перещелкнулся на Сашину веревку. Вот здесь началось самое интересное. Перила висели не в углу, по которому поднимались мы с Сашей, а правее, на гладкой вертикальной стенке. Ваня пытался растянуться так, чтобы ногами достать до отколов, но у него это плохо получалось. Ноги ехали по стене, рюкзак и связочная веревка, откидывали его назад. Я поняла, что девчонки здесь сами не вылезут. Наконец, Ване удалось найти удобную зацепку, он нагрузил ее правой рукой, и от скалы отделилось три больших куска, которые сразу не упали только по тому, что сверху их прижимала веревка. Решаем, что осколки надо скинуть, потому что, когда по перилам пойдут девчонки, камни могут выпасть им на голову. Кричу вниз: «Прячьтесь, будем кидать камни!». Маша и Аня вжимаются в скалу и исчезают из виду. Ваня выковыривает камни из-под веревки и сбрасывает в кулуар. Страшно. Когда грохот стихает, появляются девчонки – порядок.

Ваня выбирается на полку, жалуется, что его тянет вниз веревка, и, вообще, ему страшно, и уползает по перилам вверх. Помогаю ему тащить веревку. Потом соображаю, что этой веревкой надо будет подтянуть девчонок на полку. Кричу об этом наверх. Снизу уже идет Аня. Женя ее видит и говорит мне, что она уже близко. Затаскиваем Аню ко мне на полку. Дальше жумарит сама. Маша начинает движение по перилам. Ей хочется еще и страховку, так как она должна выщелкивать перила из крючьев. Конец страховки лежит в кулуаре. Маша попискивает, но идет. Вдруг раздался страшный грохот, по кулуару полетели камни - это у Маши из-под ног уехал кусок плиты. Я про себя порадовалась, что Маша шла последней. Сей факт смелости ей не прибавил, зато увеличил скорость передвижения. Когда Маша показалась под стенкой, я напомнила ей, что надо перещелкнуться на другие перила и выщелкнуть из крюка мою веревку. Когда она выбралась на полку, я поняла, что моя веревка осталась в крюке. Маша казалась мне растрепанной и потерянной. Она несколько раз теряла свой пендель (сидушку), который не хотел держаться на ее рюкзаке. В итоге финишную прямую она заканчивала с пенделем на голове. Народ наверху от души веселился.

Я попросила Женю выщелкнуть мою веревку и поскакала наверх к ребятам. Последним забрался Женя.

И это еще не половина пути. Время обедать. Мы обещали Лене, что вернемся к двум часам. Уже два. А вершиной еще и не пахнет. Кругом плавают облака и норовят накрыть наш гребень.

Валерий Иванович помогает Ане и Ване – страхует их одновременно. Они убегают далеко вперед. Мы с Машей тащимся следом и тормозим Сашу с Женей. Справа появляется снег. Можно обойти скалу по его границе. Но тропа уходит налево. Иду по тропе. Зря. Оказываюсь на остром гребешке. Сижу на нем верхом, свесив ножки, и угрюмо смотрю, как Ваня жует сало. Я в ступоре. Не знаю, как слезть. Ваня говорит, что он же как-то слез. Нахально требую, чтобы мне подсказали. И начинаю примеряться к спуску. Валерий Иванович сжалился и решил подойти ко мне. Кричу назад остальным, чтобы шли вдоль снежника. Прежде, чем Валерий Иванович подошел ко мне, сползаю вниз. И чего вопила?

Собрались вместе. Жуем сало, закусываем «Сникерсом». Капает дождик. Дальше только вверх. Тешим себя надеждой, что осталось чуть-чуть и мы засветло вернемся в лагерь.

Ваня уходит вперед. Аня спросила у Валерия Ивановича, можно ли оставить рюкзак. «Ну, оставьте», - разрешил. Мы обрадовались, и оставили. Все, кроме Вани и В.И.
Долго, без особых приключений, и почти без точек страховки (негде было организовывать) мы ползли вверх. В какой-то момент я поняла, что так устала, что уже не ручаюсь, что смогу удержать Машу, вздумай она поскользнуться на скалах. Прошу ее пойти первой. Еще одну веревку Маша думает и настраивается. Потом, все-таки решается и идет вперед. Неожиданно скалы кончаются. Обшариваем последние камни в поисках тура. Это не вершина. Белый склон уходит направо вверх и скрывается в тумане. Кошки и ледорубы оставлены внизу в рюкзаках. Идем, как есть еще метров двести. Маша кричит, что получила смс.

Вдруг первая связка резко сворачивает налево: «Карнизы, к краю не подходить!». Идем по гребню. Справа видны голубые озера и зеленая травка. Слева – только туман. Но погода терпит. На ледорубе крепим перила. Вторую веревку крепим на вершине за камни. Вылезаем. Туман. Ничего не видно. Телефоны не работают. Холодно. Находим записку. Группа такая-то взошла на вершину Гвандра по Северному гребню по маршруту 2 Б категории сложности. Сомневаемся, наша ли это Восточная Гвандра. В тумане не разберешь. В шутку подумали, что мы уже все четыре Гвандры прошли. Сфотографировались. Пошли вниз. Снег совсем раскис. Делаем перила, сами служим точками их крепления. Очень долго идем по гребню. Теперь слева видны голубые озера и зеленая травка, а справа – только туман. И почему нам направо? Добрались до скал. Теперь Маша шла вперед с верхней страховкой. Я спускаюсь второй и ругаюсь на веревку, которая норовит сбросить меня вниз. Потом Валерий Иванович стал нам помогать, и мы с Машей идем одновременно. Убегаем далеко вперед. Находим рюкзаки. Немного отдыхаем и бежим дальше до того места, где В.И. поднялся на гребень, когда мы лезли по кулуару. Долго ждем остальных. Успеваем замерзнуть.
Когда подошли остальные, мы без приключений спустились по сыпухе на снег, бросили вниз перила и, обогнув самый сложный скальный участок, вновь выбрались на гребень. До перевала осталось совсем чуть-чуть. Не дожидаясь, пока на гребень вылезут все, наша связка движется вниз, и очень скоро мы оказываемся на Ак-Тюбе. Девять вечера. Туман сгущается вместе с наступлением темноты. Где-то справа внизу по ходу движения сверкают молнии. Остальные связки только подходят.

Системы и веревки убирать не стали. Спустились с перевала на снег. Стемнело окончательно. Причем, совсем. Хоть глаз выколи. Туман – сплошной стеной. Фонарь освещает только полтора метра капель, которые болтаются перед носом.

Не знаю, что думали в этот момент ребята, но мне почему-то стало жутко весело (именно в таком сочетании слов), появился некий азарт, что ли. «И куда это мы теперь пойдем?» - и следом мысль о холодной ночевке. Мы пошли вниз в связках. В.И. впереди, за ним – Маша, дальше на половину веревки – я. Причем, впереди идущих я не видела. Только иногда в тумане мелькали две звездочки, когда Маша и В.И. вертели головами в разные стороны, пытаясь узреть какой-нибудь ориентир. Сразу за мной шел Женя с потухшим фонариком. Где-то сзади топали остальные, невидимые мной, и, как бы не существующие в тумане.

Мы прошли плоскую скалу, которая обнажилась, когда растаял ледник. Я немножко удивилась, когда на ней оказались. Мы проходили ее утром, значит, в тумане умудрились найти правильный путь. На этом ориентиры закончились. Мы стали спускаться дальше по снежному склону. В какой-то момент я поняла, что он стал более крутым. Вероятнее всего, мы идем не туда. Но В.И. впереди. Возможно, он знает, какой-то иной путь. Когда мне показалось, что наш спуск вот-вот закончится, В.И. остановился, и я услышала, как он сказал Маше: «Я в ступоре. Я не знаю, куда нам идти». Тогда Маша предположила, что мы можем устроить холодную ночевку. В.И. дал указание развернуться на 180 градусов и по следам вернуться на скалу.

Когда мы вновь ступили на камни, уже шел дождь. Туман слегка рассеялся, и стали видны ближайшие моренные валы. В.И. отправился на разведку. Мы собрали веревки, оделись теплее, дожевали стратегические запасы орехов и шоколада, посокрушались о том, что Лена ждала нас к двум часам дня, решили, что, когда вернется В.И., дожуем остатки сала.

Дождь стих. Неожиданно возник В.И.: «Пошли, я нашел проход!». Мы вскочили, подхватили рюкзаки и побежали за ним. Бегом. В пуховках. Мне показалось, что бежали очень долго. Было жарко. Я раздевалась на ходу. Благо, что существует чудесная вещь – брюки-самосбросы. Притормозили. Сняли лишнее. Сделали по глотку воды. Вода кончилась. Опять бежали. Выскочили на морену. Набрали в ручье воды… Дальше у меня в голове все перепуталось. Мы то спускались вниз по камням, то лезли по ним вверх. Потом выскакивали на снег и изображали лыжников, пока не оказывались вновь на камнях. Если бы не Кирпич, который проявился, когда рассеялся туман, и служил отличным ориентиром, у меня, наверное, случился бы «переворот мозга», потому что я совсем заблудилась и не понимала, куда мы так несемся. Я вспомнила, что, когда мы шли утром, мы не встречали столько снежников. Теперь мы проскакали все, которые там были.

А на стене Кирпича горел фонарик Саши и Ларисы, которые лезли 6А. Вот у кого была холодная ночевка. Правда, запланированная. Мы знали, что они нас видят. Этот факт грел душу, и мы бежали дальше.

Когда мы вышли на ледник, стало ясно, что туман нам пока не угрожает, направление движения известно, и мы немного сбавили темп. Где-то за облаками пряталась луна и скромно подсвечивала снег.

Женя вдруг обратил внимание, что мы оставляем слева камни, на которых обычно надевали кошки, когда шли на ледовые занятия. Мы свернули. Теперь точно известно, что где-то среди камней есть тропа. Вскоре мы увидели свет фонаря. Кто-то служил нам маяком. На тропу мы попали почти у самого лагеря.

Лагерь делал вид, что спит. Когда мы шли среди палаток, я неожиданно услышала, как громко мы звеним железом. Послышался звук открываемого замка, из палатки кто-то выглянул: «У вас все в порядке?» Нас ждали. Если бы не вернулись сегодня, то завтра в 6.30 утра второразрядники московского клуба «Вестра» отправились бы на поиски.

Время 23.15. Семнадцать часов работы. Вообще не понимаю, как В.И. удалось нас вывести. Преклоняюсь.

Продолжение следует…

Категория: Спортивный туризм и альпинизм | Добавил: НаЮр (06.10.2008)
Просмотров: 1051 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/2 |
6 Extremist
Теги убрал, фотку заменил... на НаЮр не наезжайте - это я недоглядел, когда статьи из раздела в раздел переносил... smile

5 Trueman
за 10 и 11 число - одинаковые фотки.

4 НаЮр
Вижу, исправляю! Пардон!

3 BizzKid
Тэги в тексте повылезали, и фотки не грузятся =(

2 НаЮр
Женя, это судьба! biggrin

1 Trueman
Хорошо написано... как заново Гвандру пробежал.
а фонарики у меня продолжают гибнуть и в Питере)