Понедельник, 29.04.2024
Смоленский горный клуб "Эльбрус"
Скалолазание [46]
Спортивный туризм и альпинизм [14]
Очерки друзей [7]
Главная » Статьи » Спортивный туризм и альпинизм

Как мы стали альпинистами.
14 августа

Утром после восхождения я встала, но не проснулась. И так, засыпая на ходу, я собирала рюкзак, потом тащилась по тропе вниз в Узункол. Сначала Ваня отобрал у меня палатку. Потом меня догнали Аня и Маша, которые уже тащили кое-что из рюкзака Валерия Ивановича (он нес вниз все вещи Саши и Ларисы, и рюкзак у него был неподъемный). Девчонки посадили меня на камушек, поковырялись у меня в рюкзаке и, в итоге, в нем почти ничего не осталось. Скорости наши уравнялись, плетемся потихонечку, жуем малину, чернику, бруснику – все это богатство как раз дозрело. Где-то далеко впереди промелькнули Саня и Женя. Они опередили нас часа на два. Ваня то уходил вперед, то дожидался нас. Один раз нас даже Лена обогнала, но на очередном привале мы обнаружили ее, выбирающейся из хилого березняка, растущего на болоте. Тут же закралась мысль, что Лена заблудилась. Но мы ошиблись – она собирала грибы. В.И работал грузовиком, тащил рюкзак за троих и иногда останавливался на дозаправку в малиннике. Короче, спешить было некуда, ползли, как могли.

В коше нас встретили пограничники, проверили паспорта и пропуск. Интересно, как прошли Саня и Женя?

Поболтали с погранцами, купили у хозяина полторашку айрана, дождались В.И.. Лена за 15 минут успела выяснить, что ребята служат по контракту, что все они местные, что снаряжение у низ альпинистское, что в прошлом году они все на Эльбрус зашли, что у всех 3 разряд по альпинизму, что… Короче, умер в Лене разведчик.

Веселый пограничник помог всем набросить рюкзаки, и мы потопали дальше. На старой заставе нас снова встретили вояки. Не очень трезвый «метр в кепке и с автоматом» проверил паспорта и отпустил восвояси. Женя и Саня были уже в лагере, правда, мантов заказать не догадались. На лбу у Жени красовалась свежая ссадина. Упал где-то на спуске. Видимо, не только я сплю.

В лагере первым делом пообедали. После обеда пошли в бар ужинать. Заказали хичинов и яичницы. Объелись окончательно. Смотрели новости. Война вроде кончилась.

15 августа

Можно спать, сколько влезет. Но не влезает. В девять утра выползли из палаток. Сегодня день отдыха и постирушек. Лена вызвалась приготовить обед. Ну, какой нормальный дежурный откажется от такого предложения? Теперь Лена чистит морковку, уже отварила грибы. Еще будет суп и картошка. Лепота!

Женя решил разобраться с нашими припасами. Оказалось, что остается МНОГО ЛИШНЕЙ еды. Выдал народу по Nuts`у.

Еще мы заполнили учетные карточки. Потом торжественно объявили себя «Значкистами» и отправили в бар гонца за значками «Альпинист СССР» по 150 рэ штучка. «Альпиниста России» в баре не оказалось.

Ждем Ларису и Александра. Волнуемся…

В 17: 15 они появились на мосту. Все высыпали на встречу, поздравляли с горой.
Всеобщее напряжение спало. Маша на радостях помыла котелок. Потом я, Маша и Аня пошли за реку лазать боулдеринг. Там после фестиваля на камнях осталась разметка трасс. Немножко полазали. Сильно скользят тапки. Я взяла старые «Триопы», и ноги на мелких зацепках не держались. Аня, в одолженных у Жени «5.10», училась лазать вниз (ей В.И. задание дал), я не заметила, чтобы у нее сильно скользили ноги. Маша нас фотографировала. И не только нас. Рядышком паслись чудесные телята…

Как только вернулись, сразу стали готовить ужин. Короче, едим почти целый день без остановки.

Вечером пришел Александр, рассказывал о восхождении на Кирпич, сонно курил и пытался опухшими пальцами поймать бутылку «Груши», которая стояла у его ног. Пока девчонки слушали захватывающий рассказ о горе, ребята в баре пили пиво. Когда они вернулись и залезли в палатку с целью уснуть, мы собрались было последовать их примеру, но обнаружили, что не убраны продукты. Я вытащила Женю из палатки, чтобы он навел порядок. Женя обиделся. Чуть позже я совсем разозлилась, увидев Сашины ботинки, стоящие на улице. Спрятала их себе под палатку, пускай поищет. (Утром, правда, выставила их обратно.)

Спим себе. Вдруг в четыре утра мы услышали Анин взволнованный голос. Она сказала, что Лены в палатке до сих пор нет. Посоветовались с ребятами, решили ждать до семи часов, потом искать. Лена нашлась сама. В семь часов она была в палатке, оказывается, гуляла на местной вечеринке.

16 августа

Сегодня день подхода. Встали поздно, собирали рюкзаки. После обеда, часа в два, отправились на ночевки под Трезубец. Лена осталась в лагере, и мы планировали добраться до места часа за два-три. Ребята ломанулись вперед, девчонки топают в своем темпе. Аня стала сильно отставать. Я перепрыгнула ручей и решила ее дождаться. Поглядываю наверх. Никто не оглядывается, все усердно работают ногами и уходят все дальше. Предлагаю Ане разгрузить ее рюкзак. Она соглашается, и говорит, что ей плохо – супчик не пошел. Минут сорок сидим у ручья, Аню тошнит. Я пытаюсь сообразить, что же делать: проводить Аню в лагерь, или попытаться все-таки пойти дальше. Тасую туда-сюда Анины вещи, то себе положу, то назад. Наконец, сверху прибежала Маша. Еще минут пятнадцать соображаем, как быть. Решаем – была не была, пойдем дальше. Маша подхватила Анин рюкзак и поскакала вперед. Вскоре появились Ваня и Женя. У меня рюкзак тоже отобрали. Медленно ползем вверх. Ане плохо. Останавливается каждые пять шагов. Когда собрались все вместе, решили, что Аня все-таки пойдет дальше (отлежится на ночевках и хотя бы на одну вершину сходит). Бросили ее рюкзак у ручья. Все снова ушли вперед, а я осталась с Аней, и мы потихонечку плелись по крутой тропе. Я распевала песни и болтала всякую ерунду. Пыталась кормить Аню таблетками, но таблетки усваиваться отказывались и выпрыгивали обратно. И я бросила это занятие. В итоге двухчасовой подъем мы с ней прошли часов за пять. Ребята челночили, затащили брошенный рюкзак на ночевки. Маша донесла свой рюкзак, потом спустилась к нам и частично разгрузила меня. Пока мы с Аней плелись, Маша успела прибежать еще раз, и забрала у меня рюкзак совсем.

Вот такой не радостный получился день. Аню уложили в палатку и напоили чаем. Чай выходить не стал, и мы дали еще. Вроде, все нормально.

17 августа

Подъем в пять часов. Дежурные пытались накормить отделение несъедобной овсянкой. В шесть все, кроме Ани, вышли на первую 2А – Кругозор Мырды.

За час поднялись на гребень. Идти было легко, связываться не стали. Начали сомневаться, а туда ли мы идем? Как-то все очень просто (это после Гвандры-то). Саня заметил: «Давайте, что ли, каски наденем для приличия». А Маша попросила разрешения ради приличия побояться немножко. Однако мы были бы не мы, если б не залезли в очень интересное место, где потребовалось надеть обвязки. Надевали мы их почти одной рукой, вторая рука цеплялась за скалу, чтобы удержать бренное тело от падения. Бросили веревку, спустились вниз. Затем мы залезли на еще один жандарм и снова дюльфернули. Следующие пару жандармов решили все же обойти по тропинке. И вот она, вершина перед нами. На самый верх идет тропа. Я, Маша и Ваня топаем по тропинке. Выбираемся, шарим глазами в поисках тура и понимаем, что это – очередной жандарм. Тропинка чуть спускается вниз и по гребешку уходит налево в обход еще одного жандарма. В 10:50 мы на вершине. Сняли записку группы из Ставрополя. Они тоже шли 2 А. Перекусили, сфотографировались. Погода отличная.

Минут через сорок мы уже подходили к палаткам – спустились по легкому гребешку. Нас встречала выздоровевшая и поэтому голодная Аня.

На незапланированный обед заварили картошки. Такая же картошка была и на ужин. Самое печальное, что то же самое предполагается и на следующий завтрак. Как-то не по себе. Вспомнили разговор о ЛИШНИХ продуктах…

18 августа

Мы с Машей дежурные. Встали в четыре. Заварили ненавистной картошки. Старалась делать ее «с любовью», чтобы хоть как-то разнообразить меню. Развилось лишь стойкое отвращение.

Пока народ досыпал, мы любовались луной, считали звезды и гадали, снимет ли облачную шапку Эльбрус, который возвышался над всеми горами. В пять часов подняли народ, скормили ему картошку. Похоже В.И. ее есть не стал. Как я его понимаю!

В шесть часов покинули лагерь и отправились на Трезубец 2 Б (траверс западной и восточной вершин). Шли по очень крутой набитой тропе, думала, голеностопы переломятся. На гребне обнаружили чьи-то ледорубы. Глянули в направлении нашей вершины, а там москвичи лезут по маршруту 1Б. Пробка, короче.

Мы надели обвязки и обошли вершину справа. Саша и В.И. забрались по скале в лоб и повесили для всех перила. Когда я выбралась наверх, народ уже жумарил по второй веревке, которая висела на практически вертикальной стене. Начинать движение было стрёмно, так как в нижней части стены было углубление, и ноги все время туда проваливались. Ходили друг другу по головам, чтоб хоть как-то забраться на стену. Было очень смешно, когда я вылезла вторую веревку и увидела, что на соседних жандармах группами сидят Москвичи. «О! – говорю. – Надо же, сколько тараканов!».

Собственно, на этом подъем закончился, и мы оказались почти на вершине З. Трезубец. Обменялись с москвичами записками. Они отправились вниз, а мы – на восточную вершину Трезубца. Спустились по наклонной полке с помощью перил, потом без веревок залезли на жандарм. Бросили дюльфер. Почему-то на спуске все застревали и долго что-то обходили. Я сгорала от любопытства, что же там такое, что все пугаются? Оказалось, что в камине, по которому мы спускались, пробкой застрял камень. Можно было пролезть в дырку под ним, но первый облез камень сверху, и все были вынуждены делать то же самое.

Две связки ушли обрабатывать маршрут дальше. Мы с Машей остались ждать, пока освободится наша веревка, по которой спускался В.И.. Когда перила сдернули, оказалось, что веревка перебита почти по середине. Не помню, чтобы мне встречались повреждения, когда я спускалась по ней. Если бы я это увидела, то промолчать не смогла бы! Может быть, она перетерлась, когда последним спускался В.И. и складывал ее вдвое, перекидывая через петлю? Вероятно, это стало «последней каплей».
Половину веревки затолкали в рюкзак. Подошли на полку к остальным. Ребята дюльферяли вниз, шумно осыпая камнями далекий снег. Когда я спустилась к ним, оказалось, что места для «стояния» практически не осталось. Камни из под ног норовят улететь вниз. Туда же летят камни сверху, весело посвистывая над головой. В довершение этой картины все стоят на единственном крюке, который вбил некий заботливый альпинист (предполагая, вероятно, что по его стопам будут ползти нерадивые новички). Заложу-ка я френдик от греха! Сверху еще кто-то спускается. Мы же кричали, что здесь нет места! Срочно достаем нашу веревку. Завязываю на поврежденном участке австрийский проводник. Отправляем Женю дальше. К нам подходят Саша и В.И.. С трудом сдергиваем две веревки. В это время над нами появляется Женя и говорит, что лучше залезть прямо ЗДЕСЬ. После небольшой ссоры и обвинения друг друга в тупости (по поводу организации страховки и скорости передвижения), начинаем движение вверх. Ваня, который идет первым, бурно выражает сомнения по поводу логичности наших действий. Все остальные прячутся под скалой, так как причины эти самых сомнений постоянно норовят засыпать наши головы.

Вылезли мы благополучно. Потом связками забрались на предвершинный гребень и долго сидели-стояли (кому как повезло с местом) и ждали, пока Саня штурмовал вершину. Он долго ковырялся в камине, но потом все же вылез, чем снискал всеобщее уважение. На вершине он закрепил перила, и Ваня полез за ним писать записку. Кстати, снова сняли записку Ставропольцев. Девчонки решили на последний пупырь не лезть. Женя, которому надоело стоять на маленькой полочке, решил, что, вероятно тоже не полезет (о чем впоследствии очень жалел). Нам и так хватит, а на вершине места мало. Прямо под вершиной висела дюльферная петля. Мы добавили туда еще и свою, для надежности, бросили перила, и я поехала вниз. Потом за мной спустилась Маша, за ней – Аня. А Ребята все еще записку пишут. А Женя все стоит. За это время можно было два раза на вершину сходить. Короче, человек, который не хотел никого задерживать и на вершину не полез, часа два простоял на полочке и страдал от безделья.

Пока народ спускался, Маша фотографировала. Внизу нас ждали палатки. Вон они, их видно. Саня сказал, что очень голоден и хочет есть прямо сейчас. Ну, мы же с Машей дежурные, мы же перекус утром собрали, упаковали и … не взяли. Но так как палатки были в пределах видимости, а тропа под ногами нахоженная, нас сразу не прибили, а удовлетворились обещанием, что мы сварим макаронов.

В 14:30 мы уже лопали макароны с тушенкой, а в четыре топали по тропе в «Узункол».
Лена встретила нас грибами и малиной. Пока готовился ужин, перекусили хичинами. Ну да, объелись! И что?!

19 августа

Все-таки что-то с местной кухней не то. Маша страдала всю ночь (правда я узнала об этом только утром – спала, как убитая). Она до последнего лежала в палатке, пока солнце не выдавило ее оттуда. Потом лежала на улице. Все остальные занимались личными делами: мылись, стирались, собирались на крайнюю гору. После обеда пошли на большие скалы за реку. Хорошенько там полазали, тренировали подъем с жумаром и спуск дюльфером в висе (без опоры ногами на стену). Ради таких развлечений выздоровела Маша, которая собралась было все время тренировки пролежать под скалой. В.И. анализировал: почему на тренировках все спокойно дюльферяют и жумарят, а на восхождении судорожно цепляются за скалы и перестают доверять веревке. Тема для диссертации.

А еще мы сегодня торжественно разрезали нашу веревку. Теперь их стало две. Точнее, веревок стало три. Еще раньше мы уже откромсали кусочек. Сделали из него петлю. Что-то скажет KSV, когда узнает?

20 августа

Подъем дежурным был назначен на три часа. Это у них не получилось – проспали. Подняли всех в пять (в это время, мы должны были покинуть лагерь). Завтракали бутербродами и чаем. Без десяти минут шесть вышли и сразу взяли высокий темп. Я отстала первой. Потом стала отставать Маша. Аня потерялась в камнях.
Стали на привал. Все нашлись. Отдохнули. Ваня пасся в чернике.

Потом ребята рванули вперед, девчонки снова отстали. В итоге, когда я все же добралась до перевала С. Доломит, я уже дышала как поезд дальнего следования, а в голове настойчиво вертелась мысль: «А не остаться ли мне здесь?». Маша, которая уже успела надеть обвязку, увидев мою не радостную мину, поинтересовалась здоровьем и предложила: «Может, не пойдем?». На что мой паровоз возмущенно прогудел: «Чего-о?!».

Чего тут идти-то, в самом деле…

Потопали мы. Плетемся далеко позади всех. Потом достали веревки. Идем, страхуемся. Веревка короткая, не удобно. Спрашиваем разрешения и идем одновременно. Маша впереди. Потихоньку опережаем ребят, которые страхуются попеременно. Начинается лазание. Делаем базу, Маша идет первой. Дальше - сложнее. Я хочу вперед. Машка тоже. Глядите-ка, она уже не боится! Круто! Договорились. Лезу вслед за В.И.. Наш паровоз!.. Пыхчу так, что говорить не могу. Приходит Маша. Все самое сложное позади. А было ли оно, это сложное? Разве только подход?

Выходим на предвершинный гребень. Маша несется вперед, не успеваю. Уф, сжалилась!

Раз-два, и мы на вершине! 12:50 - Северный Доломит 2А. Следом выбираются Женя и Саша. Минут через двадцать появляются Аня и Ваня. Сняли записку двойки из Киева. Они залезли на С. Доломит по маршруту Рыбакова 5А.

Самая главная радость. Включаю телефон. Опа! Есть контакт! Звоню домой. Работает только «Мегафон». Маша и Аня тоже дозвонились. Делимся телефонами с ребятами.
Долго фотографируемся. Пожалуйте, направо… Будьте добры, налево…

Эльбрус снял облачную шапку, теперь видно его гладкую башку. С противоположной стороны гремит черная туча. Надо убегать. Топаем вниз по тропе. Гремит все сильнее и все ближе. По мелким и средним осыпям, пересекая небольшие кулуары, преодолев перевальный взлет, мы вышли на перевал Охотничий. Сняли обвязки, упаковали рюкзаки в дождевики. Ветер усилился. Капли дождя стали отпечатываться на камнях.

Вскоре полил дождь, сопровождаемый резкими порывами ветра и громовыми раскатами. По осыпям мы уже бежали, по-очереди падали. Выскочили на снежники. Некоторым удалось изобразить лыжников, другим лучше удавались бобслеисты. Я ковыляла последней и сквозь дождь видела, как лихо катится В.И., балансируя палками, и как скользят на боку Женя и Аня. Когда я выскочила на снег и собралась последовать примеру В.И. и стать лыжником, подул ветер, и я чуть не изобразила парапланериста, но все обошлось – лыжник победил.

Мы уже добрались до первых деревьев, как кончился дождь. Мои голеностопы «скрипели», я злилась, и ругалась на Машу по пустякам. Все ушли далеко вперед, а я в одиночестве тащилась по тропе, временами попадая ледорубом в глубокие норки ласок. Понарыли тут, понимаешь!

В лагерь пришла минут через тридцать после всех. Встретила девчонок, которые шли в бар за «Грушей», попросила, чтобы купили и мне.

Лена наварила картошки с грибами. Чтобы мы без нее делали?! Вероятно, умерли бы с голоду!

Вечером выпили (кто пива, а кто «Груши») за успешное завершение нашего альпмероприятия. Закусили яичницей.

21 августа

Спали до упаду. Аж до девяти утра. Я вылезла из палатки и поняла, что не могу ходить. Голеностопы отказываются сгибаться. С тремя привалами добираюсь до туалета. Я в шоке.

Завтрак готовлю сидя на крылечке и свесив ножки. Маша подносит то рис, то соль.
Прошу Аню меня спасти, и она делает мне массаж. Уф! Кажется, я снова могу ходить. Хромаю на обе ноги.

Обед вызвалась готовить Лена. У нас снова пир – рыбный суп и овощной салат.
Осталась куча продуктов. Кроме наших запасов, есть еще продукты, оставленные уехавшими альпинистами. Куда девать овсянку?!

Мы с Машей забили на стирку. Высушили одежду после вчерашней грозы и плотно запаковали в пакеты.

Аня с Машей ушли играть в волейбол. Лена снова добыла грибов. Кажется, она уже не собирает их сама, ей приносят многочисленные друзья, которых она успела найти за время пребывания в лагере. Ужин удался на славу – макароны с тушенкой и грибным соусом с помидорами. Чтоб я дома так готовила!

Пошел дождь. Сидим в баре, пока есть свет. Исмаил говорит нам, что в шесть утра мы не уедем, так как ему еще надо проверить машину, а он не сможет этого сделать, пока не рассветет. Лена переживает, у нее в 13:30 электричка из Невинномысска. Исмаил обещает посадить ее на автобус в Карачаевске.

22 августа

К шести утра мы были уже готовы, Исмаил загнал машину на яму. Мы решили, что у нас есть время посушить палатки. В итоге, уехали мы в девять, и на другой машине («буханка – люкс» с мягкими сиденьями), потому что с нами поехал Энвер – начальник лагеря. С Энвером распрощались в Хурзуке. Проехали Карачаевск, забыв высадить Лену на автовокзале. В Черкесске заскочили на рынок и затарились арбузами, персиками и дынями. К двум часам прибыли в Невиннку. Лена уже кипела, и ругала Исмаила, на чем свет стоит. А электричка – вот она – стоит себе у перрона. Успели, надо же! До свидания, Лена!

Выгрузились из буханки. Заручились обещанием Исмаила, что он Аню отвезет на автовокзал, а не в «Узункол», распрощались, крепко обнявшись.

Наши питерцы уехали в 17:17. Остались мы с Машкой куковать вдвоем. Лопали сосиски и крабовые палочки из ближайшего магазина, около которого мы загорали и сушили палатки. Когда стемнело, перебрались на платформу. Еще часа два Маша спала у меня на коленях. Проходящая мимо женщина окликнула свою дочь и назидательно произнесла: «Эй, Светка, не будь горным туристом, будешь вот так же валяться!». Мне стало смешно.

Наконец, объявили наш поезд. В 00:21 мы отчалили домой.

Начало

Категория: Спортивный туризм и альпинизм | Добавил: НаЮр (06.10.2008)
Просмотров: 941 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
3 Ирбис
классные фотки!!!! мне оч понравились!!!!
очень хочется все посмотреть..)))))